Жемчужина Саян
Команда ЭнергоПробега посетила жемчужину Российской гидрогенерации — Саяно-Шушенскую ГЭС им. П.С. Непорожнего. Запущенная в промышленную эксплуатацию в 1978 году, гидроэлектростанция установленной мощностью 6.400 МВт стала самой мощной в России, а уникальная арочно-гравитационная плотина высотой 245 метров является самой высокой на пост-советском пространстве и одной из самых высоких плотин в мире. Гидроэлектростанция до сих пор признается чудом инженерной мысли.
Саяно-Шушенская ГЭС вкупе с расположенной ниже по течению Енисея Майнской ГЭС и береговым водосбросом составляет Саяно-Шушенский гидроэнергетический комплекс. Гидроэлектростанция до аварии 17 августа 2009 г. являлась самым мощным источником покрытия пиковых нагрузок в Единой энергосистеме России и Сибири. Основными потребителями электроэнергии СШ ГЭС были Саяногорский алюминиевый завод, Хакасский алюминиевый завод, Красноярский алюминиевый завод, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкий ферросплавный завод. В полноводные годы в связи с ограниченной пропускной способностью ЛЭП ГЭС вынуждена была сбрасывать часть воды вхолостую, что приводило к недовыработке 1,6 - 2 млрд кВтч.
Сегодня на станции активно ведутся восстановительные работы. Команда ЭнергоПробега встретилась с заместителем директора по капитальному строительству — руководителем ДКС филиала ОАО «Русгидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» Андреем Видманом, который рассказал журналистам о проводимых на станции работах. Как и вся станция, восстановительные работы являются уникальным инженерным проектом в своем роде. В первую очередь это связано с труднодоступностью станции, расположенной среди скал Саян.
Наиболее интересный проект сегодня — доставка на станцию нового оборудования в число которого входят рабочие колеса гидротурбин и две фазы трансформаторов. Каждый трансформатор имеет массу 235 тонн, колеса турбин более 200 тонн каждое, - говорит Андрей Видман, - груз к нам идет Северным морским путем, далее по Енисею до Красноярска, где состоится перегрузка его на речную баржу. Баржу с помощью судоподъемника Красноярской ГЭС переправят через плотину и отправят до Майнской ГЭС, где завершается строительство шевра. Оттуда на тралах по суше оборудование повезут до Саяно-Шушенской ГЭС.
Учитывая массу и размеры оборудования, операция по переброске агрегатов может смело претендовать на звание одной из сложнейших транспортных задач.
Второй важный проект, реализуемый в рамках реконструкции станции, это строительство берегового водосброса, - продолжает Андрей Видман. Конструкция практически полностью готова и в октябре текущего года мы планируем ввести водосброс в эксплуатацию.
Береговой водосброс представляет собой своеобразную лестницу для воды. Излишки воды в водохранилище, пройдя по двум туннелям водосброса, пройдут пять «ступеней» в обход станции и эксплуатационного водосброса и попадут в нижний бьеф. По словам Андрея Видмана, строительство берегового водосброса позволит снизить нагрузку на эксплуатационный водосброс, регулярно получающий повреждения при пропуске больших объемов воды во время сильных паводков.
По мере ввода в работу гидроагрегатов на станции планируется реконструкция ОРУ 500 кВ для выдачи мощности станции в энергосистему. Оборудование открытого распределительного устройства планируется заменить на КРУЭ 500 кВ, что существенно повысит надежность, снизит технологические риски и позволит сократить занимаемые распределительным устройством площади, что важно в условиях гор. Сегодня существующее ОРУ теснится на площади меньшей, чем предусматривает документация.
Команда ЭнергоПробега в свою очередь рассказала Андрею Видману и персоналу станции о партнерах ЭнергоПробега — производителе КРУЭ компании Hyundai, энергостроительной компании «Вымпелсетьстрой», компании -производителе и проектировщике систем РЗА ПКЦ «Бреслер» (Владивосток) и производителе трансформаторов Холдинговой компании «Электрозавод». Все оборудование, потребное для реконструкции ОРУ производится этими компаниями и успешно конкурирует с зарубежными аналогами.
Далее делегация посетила машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС, где наблюдала работы по ремонту гидроагрегатов, поднялась на гребень плотины, осмотрела береговой водосброс, где в настоящий момент заканчиваются строительные работы. Следующим пунктом экскурсии стала Майнская ГЭС и строительная площадка шевра - транспортного узла для перегрузки нового крупногабаритного оборудования для гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, которое в настоящее время доставляется на станцию водным путем.