ФЗ № 261 необходимо срочно дорабатывать
Татарстан, являясь нефтедобывающей республикой, газифицированный на 99%, ежегодно показывает снижение потребления энергоресурсов. Несмотря на наличие в недрах Татарстана собственной нефти, в республике тема энергосбережения стоит далеко не на последнем месте в списке приоритетов.
Как рассказал директор Государственного Учреждения «Лаборатория энергосбереженя» Марат Каримов, сегодня в республике создано Некоммерческое партнерство «Межрегиональное агентство по энергосбережению и энергобезопасности», в которое входят организации различного профиля, так или иначе связанные с отраслью энерго-ресурсосбережения. В 13 районах Республики Татарстан сегодня ведется работа по комплексному методу — некоммерческое партнерство заключает с районом соглашение о проведении ряда мероприятий. В первую очередь в районе оценивается энергобалланс, проводятся аудиты. Информация стекается в аналитический центр Партнерства, где систематизируется и становится основой для разработки проекта. После этого, в работу включаются компании-члены Партнерства. В зависимости от стадии реализации проекта это могут быть предприятия строительной направленности, энергетики, проектировщики, организации, осуществляющие монтаж систем тепло-водоснабжения, установку приборов учета, монтаж систем освещения и прочие.
Основными барьерами на пути реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Татарстане в ходе круглого стола, прошедшего в ОАО «Татэнергосбыт», были признаны пробелы в законодательстве об энергосбережении. В частности, представители энергосервисных компаний, принявшие участие в работе круглого стола, обозначили отсутствие четко прописанных правил и схем финансирования энергоаудитов и реализации проектов по энергосбережению в организациях бюджетной сферы.
- Любое мероприятие, каким бы оно ни было, должно финансироваться. Та схема финансирования, которую предусматривает закон, а закон, напомним, указывает, что финансирование энергетических обследований и проектов по энергосбережению осуществляется организацией, в которой реализуются эти мероприятия, подходит только для крупных коммерческих предприятий. Провести подобные мероприятия за счет бюджетных организаций практически невозможно, - говорит Рустам Хафизов, заместитель начальника ГУ «Управление по обеспечению рационального использования топливно-энергетических ресурсов РТ», - бюджетные организации не в состоянии оплатить полноценное энергетическое обследование. Привлекать кредиты, как альтернативный источник финансирования, опять же могут лишь коммерческие предприятия, организации бюджетной сферы, детские сады и школы, к примеру, подобный кредит взять не имеют возможности.
Проблемы не возвратов взятых на проекты по энергосбережению кредитов бюджетными предприятиями сегодня стоит очень остро. Бюджетные учреждения, стесненные финансовыми рамками, порой не имеют возможности своевременно осуществлять платежи банкам, - подтверждает слова своего коллеги Марат Каримов
Также участники круглого стола обратили внимание команды ЭнергоПробег на другие пробелы и не работающие в реальной обстановке положения Федерального закона №261, касающиеся вопросов, связанных с тарифным регулированием, механизмами возврата средств на вложенные инвестиции, методы поощрения энергоэффективных потребителей.
По мнению представителей энергосервисных предприятий Татарстана эти вопросы необходимо проработать в ближайшее время — к началу 2013 года, согласно закону, все бюджетные предприятия должны представить энергопаспорт, основаный на данных проведенных энергетических обследований.
Смотрите также раздел Фотогалерея